статьи

Психолог центра «Гелиос» разъяснила правила общения с гиперактивным ребенком

Дети с гиперактивностью не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз. Они доставляют немало хлопот и требуют особого подхода. 

Очень часто у таких детей возникают трудности с адаптацией в школе, они не внимательны, часто отвлекаются и отвлекают других детей на уроках, теряют вещи, с трудом могут усидеть на месте, перебивают других людей, отвечают на вопрос, не дослушав его до конца. Родителям делать домашнее задание с такими детьми  очень сложно. Но не следует любого активного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего он становится упрямым и непослушным - это вовсе не значит, что он гиперактивен.  Как же отличить гиперактиного ребенка от непослушного? Гиперактивный ребенок искренне хочет сдержаться, но не может. В его поведении нет злого умысла – он собой действительно не владеет. Своевольные же дети вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они ведут себя гораздо спокойнее, чем с родителями.  А вот гиперактивные  дети, наоборот, на людях ведут себя гораздо хуже, чем дома. Так как же общаться с такими детьми? Есть несколько правил:

1. На гиперактивных детей крики не действуют и если накричать на такого ребенка, то он перевозбудится и будет вести себя еще хуже. Поэтому разговаривать с ребенком нужно спокойно, не повышая голоса.  Общайтесь с ним мягко, поддерживая контакт глаза в глаза. Но самое главное - прежде, чем что-то говорить  гиперактивному  ребенку, обязательно нужно понять слушает он вас или нет.

2. Для ребенка должны быть прописаны правила поведения. Их не должно быть много, начните с трех. За соблюдение правил сразу вознаграждайте ребенка (можно давать жетоны, которые потом  обменивать на вознаграждение, например планшет). Обговорите с ребенком и наказание за несоблюдение правил. Например, забирайте один жетон за нарушение.  

3. Нужно так распланировать режим дня ребенка,  чтобы не менять его даже на выходные. Каждый день находить время на прогулку. Также необходимо все систематизировать и организовать. Например: иметь два комплекта учебников, наклеить на тетрадки и учебники кружочки разных цветов в зависимости от названия предмета.

4. Домашнее задание необходимо делать  по частям. Обязательно нужны перерывы, чтобы ребенок мог побегать и попрыгать.

5. Гиперактивным детям надо давать возможность выплеснуть свою энергию. Приобщайте их к разным видам спорта, учите их танцевать, кататься на коньках, отведите в бассейн. Но не следует записывать их в спортивные секции, где тренеры ориентированы на достижение результатов и добиваются жесткой дисциплины – для таких детей это будет чрезмерной нагрузкой, вредной для здоровья.

Родителям очень важно не закрывать глаза на проблему. Если гиперактивного ребенка не научить себя регулировать, он сам не научится это делать. Придерживайтесь этих правил и через некоторое время обязательно увидите положительные изменения!

ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос»

Последние новости