ДНК-тест и телефонные мошенники. Руководитель следственного управления по ЮЗАО рассказал об итогах работы
15 января 2026 года Следственный комитет Российской Федерации отмечает знаковую дату — пятнадцатую годовщину своего образования как самостоятельного ведомства. За эти годы изменилась не только структура органа, но и сама природа преступности, а вместе с ней — методы работы сыщиков. О том, как высокие технологии помогают раскрывать дела прошлого, и почему современный следователь далек от образа киногероя, нашему изданию рассказал руководитель следственного управления по Юго-Западному административному округу (ЮЗАО) столицы Александр Бабаян.
От лупы до генетики
Если говорить о том, что изменилось за полтора десятилетия кардинально, то ответ Александра Бабаяна однозначен — это техническое оснащение. Научно-технический прогресс перевернул представление о сборе доказательств.
— Приведу простой пример. Еще 15–20 лет назад, чтобы понять, принадлежит ли найденное пятно крови человеку, нужно было сначала проводить биологическую экспертизу, и лишь потом — дорогую и редкую в то время генетическую, — объясняет руководитель управления. — Сегодня вид вещества определяется прямо на месте происшествия, а возможности судебной экспертизы стали несоизмеримо шире.
Современное следствие — это сплав человеческого интеллекта и технологий. Система городского видеонаблюдения, включая камеры с распознаванием лиц, цифровой контроль и новые методы криминалистики позволяют раскрывать преступления по горячим следам быстрее, чем когда-либо. Однако технологии — палка о двух концах: преступность тоже уходит в «цифру», становится более латентной и высокотехнологичной. Это требует от сотрудников постоянного самообразования.

Тайны прошлого и «Эффект CSI»
Благодаря развитию науки у следователей появился ключ к делам, казавшимся безнадежными. Работа с архивами — так называемыми «преступлениями прошлых лет» — ведется систематически. Новые методы исследования вещдоков, изъятых десятилетия назад, дают результаты.
Так, в 2025 году Черемушкинский межрайонный следственный отдел раскрыл убийство, совершенное еще в январе 2001 года на улице Островитянова. Преступление, совершенное в условиях неочевидности четверть века назад, перестало быть «глухарем»: тщательное изучение улик и применение современной экспертизы позволили найти и привлечь виновного к ответственности. Всего за минувший год в округе окончено расследование по 16 уголовным делам прошлых лет.
Громкие дела 2025 года
Криминогенная обстановка в ЮЗАО остается стабильной — без резких скачков. За 2025 год зарегистрировано 9773 преступления (с учетом подследственности всех органов). Но самые сложные и тяжкие дела — в ведении СК. Статистика раскрываемости тяжелейших преступлений против личности (убийства, изнасилования, причинение тяжкого вреда со смертельным исходом) в округе составляет 100%.
Однако масштаб работы управления виден не только в уголовной хронике, но и в экономических показателях. Одно из самых резонансных дел года касалось хищения средств нацпроекта «Образование» и гособоронзаказа.
— Отделом по расследованию особо важных дел направлено в суд дело в отношении 10 лиц. Общий ущерб составил колоссальную сумму — 2,7 миллиарда рублей, — рассказывает Бабаян. — Вина фигурантов доказана, а на их имущество стоимостью свыше 1,7 миллиарда рублей наложен арест.
Другой бич времени — телефонные мошенники. В 2025 году следователи округа обезвредили организованную группу из 21 человека. Выходцы из Новосибирской области создали сеть колл-центров в Москве и регионах, обманывая пенсионеров под предлогом «спасения средств». Ущерб превысил 110 миллионов рублей. Итог работы следствия: арестованы счета, квартиры и машины обвиняемых на ту же сумму, дело передано в суд.

Социальная миссия
Работа следователя имеет и прямое социальное измерение. Возмещение ущерба государству и гражданам — приоритет ведомства.
— Только по налоговым преступлениям за отчетный период в бюджет РФ возмещено более 1 миллиарда рублей, — приводит цифры Александр Андроникович. — Особое внимание мы уделяем невыплате зарплат. Благодаря нашим мерам удалось добиться полного погашения задолженности перед работниками различных организаций на сумму более 736 миллионов рублей.
Мифы и реальность профессии
Образ следователя в массовом сознании часто искажен сериалами: погони, перестрелки, постоянный экшен. В реальности все выглядит иначе.
— Следователь — это центр, мозг расследования. И чаще всего это кабинетная, интеллектуальная работа, — подчеркивает Бабаян. — Мы не бегаем за преступниками с пистолетами, для этого есть оперативные службы, с которыми мы тесно взаимодействуем. Современный следователь — это эрудированный, неравнодушный человек, обладающий широким кругозором, ведь разбираться приходится в самых разных сферах жизни.
Среди сотрудников управления немало женщин, которые успешно справляются с нагрузками наравне с мужчинами. Важнейшую роль играет институт наставничества. Примером может служить заместитель руководителя Черемушкинского отдела Илья Пилипенко, который в этом году победил во Всероссийском конкурсе «Наставничество».
В завершение беседы руководитель управления отметил, что несмотря на внедрение искусственного интеллекта, заменить следователя машиной невозможно.
— Закон применяется к конкретной жизненной ситуации, за которой стоит судьба человека, — говорит Александр Бабаян. — Здесь нужен особый, внимательный подход и чувство справедливости, которое не способна обеспечить ни одна, даже самая совершенная программа.
Автор: Валентина ЛЕЕМ; Фото: пресс-служба префектуры ЮЗАО
