Новости

Новые способы коммуникации для особенных детей представили в центре реабилитации «Роза ветров»

Новые способы коммуникации для особенных детей представили в центре реабилитации «Роза ветров»

В Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров» в рамках гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоялся семинар по вопросам использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Социальные услуги в Центре «Роза ветров», базирующегося в районе Южное Бутово, получают дети с выраженным отставанием в умственном развитии, с нарушениями слуха, зрения, двигательными нарушениями, аутизмом. Различные нарушения влияют на развитие ребёнка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. Неговорящих детей можно научить общению с помощью карточек, жестов, электронных устройств.

Специалисты учреждения имеют разный уровень компетенций в использовании средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Имея как международный, так и отечественный опыт, педагоги уже не первый год применяют их в своей работе для того, чтобы дети как можно раньше научились использовать средства для общения, которые помогут им заменить или дополнить недостаточность устной речи и включиться в активную жизнь социума.

Спикер семинара, специалист Группы компаний «Исток-Аудио» Полина Генералова, занимается продуктами альтернативной и дополнительной коммуникации, которые предназначены для коммуникации, социализации и обучения людей с речевыми и/или двигательными нарушениями.

Как специалистам и родителям начать пользоваться электронными средствами и широко использовать их функционал – эти и другие вопросы стали главными для обсуждения на семинаре.

«Тема альтернативной и дополнительной коммуникации для России считается новой, потому что мало кто её применяет. Многие работают с карточками по методике PECS, но есть способы применять эти карточки в работе с теми, кто не может говорить или двигаться – например, система управления взглядом. Пока информационное пространство по альтернативной коммуникации и применение этих средств достаточно узкое, но в этой сфере можно придумать очень много способов коммуникации», – рассказывает Полина Генералова.

В ходе семинара Полина поделилась опытом работы в специальной программе для коммуникации и создания учебных материалов для обучения детей разного возраста; продемонстрировала работу коммуникационного планшета и айтрекера, который позволяет общаться и обучаться с помощью системы управления взглядом; рассказала о функционале и специфике работы этих устройств; и о том, как, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, подобрать карточки, кнопки и коммуникаторы с функцией записи и воспроизведения голосовых сообщений.

Ссылаясь на опыт коллег, Полина приводит пример: «Простейший вариант альтернативной коммуникации, когда на листе А4 можно разместить две карточки, справа и слева, и ребёнок взглядом выбирает карточку. Это можно назвать низкотехнологичным средством альтернативной коммуникации с помощью управления взглядом. В дальнейшем этому ребёнку будет проще использовать высокотехнологичные средства».

После занятия педагоги Центра «Роза ветров» пригласили спикера посетить одну из групп, чтобы на практике продемонстрировать как работа со средствами альтернативной коммуникации разворачивается в стенах учреждения. В ходе дискуссии специалисты обсудили не только уже имеющиеся материалы для занятий и коммуникации, но и предложили идеи для будущего развития траектории работы с детьми, используя полученные навыки работы с программой и электронными устройствами.

Айтрекеры, коммуникаторы, устройства с синтезатором речи и специальные программы для обучения – сегодня для детей с ограниченными возможностями здоровья инновации в компьютерных технологиях становятся инструментом для коммуникации с миром и способствуют их социализации и интеграции в общество.

Фото: центр Роза ветров.

Последние новости