«9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией»
Об этом празднике рассказал нам при очередной встрече Зюзинский межрайонный прокурор г. Москвы Иван Александрович Федин.
Сегодня мы отмечаем 17-ю годовщину этого памятного дня, поскольку 9 декабря 2003 года на Политической конференции высокого уровня в Мериде (Мексика) была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. День начала работы конференции был объявлен Международным днём борьбы с коррупцией.
Принятие Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции дает ясно понять, что международное сообщество полно решимости предотвращать и искоренять коррупцию.
Конвенция служит предупреждением для коррумпированных субъектов и провозглашает, борьбу как мирового сообщества, так и национальных обществ с любыми проявлениями коррупции. Конвенция вновь подтверждает значение таких основных ценностей, как честность, уважение верховенства права, подотчетность и транспарентность в деле содействия развитию и в работе по совершенствованию нашего мира на благо всех.
Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года. Федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения.
Конвенция ООН против коррупции реально стала частью российского законодательства и основой для принятия соответствующих правовых актов антикоррупционной направленности.
Иван Александрович, читателям хотелось бы узнать, по каким направлениям прокуратура вносит свой вклад в борьбу с коррупцией, и что удалось достичь в этой работе?
Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Прежде всего, упор в работе направлен на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Усилия сосредоточиваются на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, а также возмещении причиненного вреда.
Также хотелось бы донести до сведения читателей, что органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.
За истекший период 2020 года межрайонной прокуратурой выявлено 105 нарушений закона в рассматриваемой сфере, в связи с чем внесено 15 представлений об их устранении. По результатам их рассмотрения 43 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности. Опротестовано 12 незаконных правовых актов, все протесты удовлетворены. По постановлениям прокурора 9 лиц привлечено к административной ответственности за правонарушения коррупционной направленности. Предъявлено в суд 4 исковых заявления о возмещении ущерба, причиненного коррупционными преступлениями.
Сегодня ответственность за совершение коррупционных правонарушений несут не только физические, но и юридические лица. Поделитесь наработанной практикой в этой сфере.
Состав административного правонарушения, предусмотренного
ст. 19.29 КоАП РФ, базируется на закрепленном в статье 64.1 Трудового кодекса РФ, а главное, в статье 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» требовании, согласно которому бывшие государственные и муниципальные служащие определенных категорий в течение двух лет после увольнения обязаны при заключении новых трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
В свою очередь, работодатель при заключении договора с такими гражданами обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора прежнему работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Неисполнение указанной обязанности и влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.29 КоАП РФ, возбуждение дела по которой относится к исключительной компетенции прокурора.
Так, нами в ходе проведения проверки установлено, что работница, уволенная с должности инспектора УВД по ЮАО ГУ МВД России по
г. Москве, вступила в трудовые отношения с АО «РУНА», а именно принята на должность специалиста группы телемаркетинга в отдел продаж.
Вместе с тем выявлено, что новый работодатель о заключении трудового договора представителя нанимателя государственного гражданского служащего по последнему месту его службы (УВД по ЮАО) не уведомлял.
В связи с указанными нарушениями в отношении АО «РУНА» и его должностного лица возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых мировым судьей юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 и 20 000 рублей.
А как происходит борьба с коррупционными преступлениями? Удается ли возместить причиненный ущерб, и как в этом направлении действует прокуратура?
Возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями и преступлениями, несомненно, является одной из приоритетных задач прокурора.
За истекший период 2020 года межрайонной прокуратурой направлено в суд 4 исковых заявления такого характера, на сумму более 800 тысяч рублей.
Так, межрайонной прокуратурой направлено в суд уголовное дело
в отношении руководителя Бюро № 3 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по
г. Москве», которая в двух установленных случаях за взятки изготовила, оформила и выдала взяткодателям официальные документы – справки, подтверждающие факт установления инвалидности: выписки из несуществующих актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, при фактическом непроведении медико-социальной экспертизы в отношении последних.
На основании вышеуказанных выписок из актов освидетельствования Государственным учреждением - отделением пенсионного фонда РФ
по г. Москве и Московской области заинтересованным лицам – взяткодателям начислены ежемесячные денежные выплаты на общую сумму более 136 тысяч рублей в одном случае и более 109 тысяч – в другом.
С учетом того, что указанными действиями обвиняемой причинен прямой ущерб государству, мною в порядке ст. 44 УПК РФ предъявлено
2 исковых заявления о взыскании с нее указанной суммы ущерба.
Кроме того, в 2020 году подано и удовлетворено 2 иска Зюзинского прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ о возмещении причиненного вреда коррупционными преступлениями в отношении лиц, уже осужденных по
ст. 159 ч. 3 УК РФ – заместителя главы и заведующего организационным сектором Управы района Северное Бутово, а также индивидуального предпринимателя, которые организовали заключение государственных контрактов на проведение благотворительных, праздничных и культурно-досуговых мероприятий для населения района, которые в действительности не проводились; приемку неоказанных услуг и их оплату из бюджетных средств на сумму 556 500 руб. Решениями Савеловского районного суда г. Москвы от 29.09.2020 и от 30.09.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
А удается ли изъять, обратить в доход государства денежные средства, полученные в качестве взятки?
Дело в том, что в большей части случаев при фиксации преступной деятельности взяточников используются специально выделенные денежные средства для проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий по заявлению лица, у которого требуют взятку. Такие денежные средства при задержании коррупционера сразу изымаются у него и возвращаются по принадлежности.
В иной ситуации, когда достигает своей преступной цели и сам взяткодатель, и взяткополучатель, и задержание не происходит сразу после совершения преступления, чиновник успевает распорядиться предметом взятки по своему усмотрению, проще говоря, присвоить или потратить.
В таких случаях все полученное в ходе коррупционного преступления подлежит обращению в доход государства, в судебном порядке, через определение юридической судьбы ничтожной сделки, каковой в понимании закона является получение ответчиком денежных средств в качестве взятки.
По мере вступления в законную силу приговоров по уголовным делам такой категории, межрайонной прокуратурой готовятся исковые заявления в суд о взыскании с виновных сумм, полученных в качестве взяток, и об обращении денежных средств в доход Российской Федерации.
Как известно, прокурор проверяет соблюдение государственными служащими запретов и ограничений, в том числе достоверность представленных сведений о доходах, расходах и имуществе чиновников и членов их семей. Часто ли должностные лица нарушают установленные законом требования?
Да, к сожалению, подобные нарушения до сих пор распространены.
Так проведенной проверкой в отношении сотрудников поднадзорных отделов внутренних дел вскрыты многочисленные факты неисполнения сотрудниками установленной обязанности в части представления надлежащих и достоверных сведений об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях.
В ходе проверки прокуратурой соблюдения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ сотрудниками отделов МВД РФ по району Зюзино, Котловка, Северное и Южное Бутово г. Москвы, выявлено 60 нарушений законодательства о противодействии коррупции, связанных с несоблюдением государственными служащими требований действующего законодательства при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно раздела 4 справки «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях», в связи с чем межрайонной прокуратурой начальнику УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г.Москве внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения 34 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности.
В заключение хочу сказать, что непримиримая борьба с коррупционными проявлениями, несомненно, является той задачей, успешного выполнения которой прежде всего ждет от нашей системы и глава государства, и население России. Поэтому усилия в данном направлении будут прокуратурой продолжены, ведь права на ошибку мы здесь не имеем.