Как взять эмоции под контроль
Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок подходит и резко кусается или причиняет боль другим способом. Он делает это не из-за злости. Так он выражает свои эмоции. В силу незрелости нервной системы детям бывает сложно словами передать свои чувства. О том, как научить ребёнка правильно передавать свои эмоции, рассказывает специалист Семейного центра «Гелиос» Лариса Сенцова.
Крик, повышенный тон, оскорбления — все это признаки того, что человек не контролирует свои эмоции. В экстренной ситуации это может привести к проблемам. Но полный отказ от чувств, равнодушие – тоже не выход. Подавляемые эмоции могут прорваться в любой момент наружу.
Эмоциональный интеллект позволяет правильно определять свои чувства. С помощью него человек может правильно выразить и проработать свои эмоции. От уровня развития эмоционального интеллекта зависит способность устанавливать и поддерживать отношения.
Многое дети перенимают от родителей. Выражение чувств и эмоций в том числе. Поэтому если глава семейства любит зло покричать, то пусть не удивляется, когда ребенок поступит точно так же.
Нельзя запрещать детям что-то чувствовать и проявлять. Например, мальчикастыдить за слезы, а девочку за недостаточную эмоциональность. Все по-разному проявляют свои эмоции и нужно научить ребёнка с этим обращаться.
Для начала необходимо научиться распознавать эмоции. Для этого с ребенком разбирают разные типы чувств — грусть, злость, отчаяние, гнев и т.п. Обязательно нужно использовать наглядный материал в виде карточек с разными выражениями лица.
После изучения теории переходят к практике. Сложнее всего ребенку понять, что именно он чувствует в этот момент. Поэтому ему нужно помочь в этом деле. Например, спросить, что значит, если его переполняет радость, хочется смеяться и улыбаться. Это чувство счастья.
Следующий этап — определение причин состояния. Если ребенок зол, то нужно спросить почему у него такое чувство. Он поругался с другом, его расстроил поступок взрослогоили случилось еще что-то. Нельзя высмеивать причину появления эмоции. Это вызовет только желание замкнуться.
Очередной шаг — назвать эмоции. Не нужно ждать, что трехлетний малыш подробно и связно поведает о своих ощущениях. Но взрослый может помочь в этом деле. Для этого нужно задавать ребёнку наводящие вопросы.
Новый шаг — выражать эмоции. Нет, при злости нельзя никого бить или пытаться укусить. Но можно проговорить свои чувства, обозначить их. Очень важно не разделять эмоции на плохие и хорошие. Они все нужны для работы нервной системы.Отрицательные чувства иэмоции – это нормально, и это часть любой личности.
Самое сложное — это управлять чувствами. Ждать от дошкольника идеального поведения не стоит. Но можно поощрять желаемые модели поведения. А родителю всякий раз стоит вдыхать полной грудью, считать до 10 и убеждать себя, что все пройдет.
Постепенно ребенка приучают к тому, что бить кого-то или кусать не лучшая идея. Но можно поступать более цивилизованными способами. Например, если сильно хочется — можно побить подушку. Не пытайтесь избавить ребенка от любой эмоции. Это приведет к негативным последствиям.