статьи

Развитие мелкой моторики у детей, как способ формирования коммуникативных навыков

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика» и почему так важно развивать ее? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику рук, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для того, чтобы рисовать, писать, одеваться и, как следствие, развить коммуникативные навыки.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу нужно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Расскажем о самых простых и доступных способах развития мелкой моторики рук:

1. Пальчиковая гимнастика («Пальчиковые игры») – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки.

2. Песочная терапия. Податливость песка способствует желанию создать из него картину. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому, на фоне развития рецепторов пальцев рук, на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, что будет способствовать развитию коммуникативных навыков, социализации ребенка, поможет лучше адаптироваться в практической жизни и понимать многие явления окружающего мира.   

Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос»

Последние новости