Развитие учебной мотивации у детей и подростков
Скоро закончится лето и начнется новый учебный год. Почти каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но бывает, что родители сталкиваются с тем, что у детей и подростков не сформирована потребность в знаниях и нет интереса к обучению.
В чем же причина различных проблем с учебной деятельностью? Это низкая учебная мотивация, которая выражается в отсутствие понимания смысла учиться, ходить в школу. Дети учатся, чтобы родители не ругали, отпустили погулять, купили что-нибудь новое. Также причиной проблем с учебной деятельностью может быть негативное отношение к учителю, отношения с одноклассниками, с родителями, семейные ситуации, «выученная беспомощность», которая возникает в результате длительной неуспеваемости, когда ожидание неудач приводит к потере желания действовать.
Как же повысить учебную мотивацию? В начальной школе у ребенка необходимо развивать познавательный интерес. Как же это сделать? Основная рекомендация – учитесь вместе! Помогайте ребенку познавать мир! Простейший вариант совместных познавательных занятий - это наблюдение за прорастающими растениями, рассматривание разных мелочей в микроскоп, наблюдение за домашними животными, фиксация изменений в природе. Нужно поощрять ребёнка к более глубокому усвоению материала, рассказывая интересные факты, вместе искать взаимосвязи и обязательно хвалить не за оценки, а за старание. И тогда у ребенка учебная мотивация будет развиваться сначала просто, как интерес узнавать что-то новое, способность получать удовольствие от процесса познания, а затем и как осознанный интерес к обучению.
В подростковом же возрасте на первый план у несовершеннолетнего выходит стремление найти своё место в коллективе и поиск себя. Также развитие познавательного интереса подростка складывается через отношение к личности учителя, качества его преподавания. Большое значение имеет подача учителем материала, умение увлекательно и доходчиво объяснять его.
Что можно порекомендовать родителям подростков? Поощряйте любую инициативу и ответственность подростка. Придерживайтесь последовательных требований в общении с ним. Не читайте нотации, опирайтесь на любознательность. И крайне важно в жизни подростка кроме уроков должны быть друзья, хобби, спорт, общение.
Родителям важно сделать все возможное, чтобы ребенок захотел учиться и при этом не навредить ему. Если внутренняя учебная мотивация у ребенка не сформировалась в начальной школе, то в подростковом возрасте сформировать ее очень сложно. В этом случае имеет смысл проводить работу на совместный поиск смысла учебы для подростка, не давить на него, а поддерживать. Не хочет сейчас учиться – позже определится с профессией и поймёт, что ему нужно в жизни. Главное – чтобы выбранное дело приносило счастье!
ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос».