Сказкотерапия. Волшебная сила сказок
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и, в то же время, эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
Волшебная сила сказок известна с давних пор. Уже давно замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит познавательное, воспитательное, эстетическое и чувственное значение. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме довести до ребенка нужную информацию. Современные психологи используют рассказывание сказок, как своеобразную терапию. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.
Сказкотерапия помогает ребенку направить его внимание на конкретную проблему, найти пути ее решения в ненавязчивой форме. Каждая сказка имеет свою ситуацию, которая возникает в жизни малыша, а герои обладают теми же качествами, что и он сам. История всегда имеет логическое завершение, которое показывает возможный выход из ситуации.
В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком формате малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки. Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев.
В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом. В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь. К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.
С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам. Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию. В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке отклоняющегося поведения). В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей.
Сказкотерапия – это мягкий и эффективный способ воздействия на ребенка, который помогает решать самые серьезные проблемы. Но важно тщательно делать выбор материала, который подойдет к внутреннему состоянию и поведению несовершеннолетних. Несмотря на свою простоту, метод сказкотерапии имеет высокую эффективность, потому что построен на материале, доступном каждому ребенку.
Центр социальной помощи семье и детям «Гелиос»