Межрайонная природоохранная прокуратура отвечает на вопросы
Вопрос: Какие требования должны соблюдать организации, эксплуатирующие объекты 1, 2, 3, 4 категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, при наступлении неблагоприятных метеорологических условий и какая ответственность влечет за их неисполнение?
Ответ: Частью 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлена обязанность хозяйствующих субъектов, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811,вступившим в законную силу 27.06.2020, утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (далее – Приказ).
В силу п. п. 4, 5 Приказа хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия на окружающую среду 1, 2 и 3 категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Согласно п.п. 22, 23 Приказа п.9 Порядка в целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на объекте негативного воздействия (далее – ОНВ) хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ, в том числе: получение прогнозов о НМУ; за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ; за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ.
При получении информации о НМУ ответственным лицом ОНВ осуществляется регистрация прогноза о НМУ в журнале записи прогнозов о НМУ, передача информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ; принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ; организация и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ; контроль за выполнением мероприятий в период НМУ; регистрация информации о выполненных мероприятиях; проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.
В случае неисполнения хозяйствующими субъектами 1, 2, 3 категории объектов НВОС требований действующего законодательства в периоды НМУ влечёт согласно ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц от 2 000 до 5 000 рублей; юридических лиц от 20 000 до 100 000 рублей.
Вопрос: Юридическое лицо эксплуатирует промышленную площадку, поставленную на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. В настоящее время осуществлена реорганизация юридического лица в форме преобразования. Нужно ли проводить актуализацию сведений объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду? Какая установлена ответственность в случае невыполнения актуализации сведений?
Ответ: Организации, осуществляющие деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставленных на государственный учет, обязаны представлять сведения об изменении данных, отраженных в п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее –НВОС), подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами сведений о реорганизации юридического лица в форме преобразования.
Согласно п. 7 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ сведения, указанные в абз. втором и третьем п. 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а именно: в Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
Пунктом 8 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ определено, что. сведения, указанные в абз. втором и третьем п. 6 настоящей статьи, подтверждаются документами о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем НВОС.
Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.
Для обновления учетных сведений об объекте НВОС необходимо подать заявку и документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений о данном объекте в тот территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором был поставлен объект НВОС на государственный учет. Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется на безвозмездной основе.
Согласно п. 9 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, юридическому лицу, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.
В случае несвоевременной актуализации учетных сведений об объекте НВОС в государственном реестре, виновные юридическое и должностное лица понесут административную ответственность по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях с наложением штрафов на юридическое лицо в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей, на должностное лицо в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Вопрос: У юридического лица возникла переплата за негативное воздействие на окружающую среду. Возможно ли в будущем отчетном периоде не вносить ежеквартальные авансовые платежи?
Ответ: Частью 2 ст. 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ определено, что по заявлению лиц, обязанных вносить плату, предусмотрена возможность возврата излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду или зачету в счет будущего отчетного периода.
С 07.09.2019 вступил в силу Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 № 334 (далее – Приказ № 334).
Согласно п. п. 2 - 6 Приказа № 334 для зачета переплаты, необходимо подать заявление в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС). В приложении № 1 к Приказу № 334 закреплена рекомендуемая форма заявления.
К заявлению приобщается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату, В случае подписания заявления представителем лица, обязанного вносить плату, к заявлению прилагается копия доверенности, подтверждающей полномочия представителя на осуществление действий от имени лица, обязанного вносить плату.
Зачесть переплату за НВОС можно как в счет будущего отчетного периода, так и в счет авансового платежа. В заявлении обязательно нужно указать, что плательщик просит зачесть переплату в счет будущего отчетного периода или же в счет авансового платежа __ квартала(ов).
Согласно п. 12 Приказа № 334 принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о зачете сумм переплаты за НВОС основывается на результатах проверки представленной заявителем декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора.
В силу п. 9 Приказа № 334 в случае принятия ответственным органом решения о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода лицу, обязанному вносить плату, направляется решение о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода (по форме согласно приложению 4 к Порядку зачета (возврата)). Данное решение направляется территориальным органом Росприроднадзора заявителю в течение трех рабочих дней после подписания.
Решение о зачете переплаты за НВОС принимается после проверки, в случае несоответствия информации, указанной лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора, в том числе полученным при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», территориальный орган Росприроднадзора в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления направляет заявителю решение об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода (по форме согласно приложению 5 к Порядку зачета (возврата)).
Таким образом, после проверки территориальным органом Росприроднадзора представленной заявителем документации, содержащейся в Приказе № 334, а также заявления, в котором отражена просьба о зачете сумм излишне уплаченной суммы в счет авансового платежа квартала и принятия после этого уполномоченным органом положительного решения о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС, юридическое лицо вправе не вносить квартальные авансовые платежи в предстоящем отчетном периоде.
Старший помощник межрайонного
природоохранного прокурора г. Москвы
Зайцевой А.В.